ШЛЯХЕТСКИЕ И КАЗАЧЬИ ЗАБАВЫ ВРЕМЁН РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (XVII) Шимон Старовольский* горюет (в…
|

ШЛЯХЕТСКИЕ И КАЗАЧЬИ ЗАБАВЫ ВРЕМЁН РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (XVII) Шимон Старовольский* горюет (в…

ШЛЯХЕТСКИЕ И КАЗАЧЬИ ЗАБАВЫ ВРЕМЁН РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (XVII)

Шимон Старовольский* горюет (в середине XVII в.) об утраченных поляками воинских навыках: «В былые годы заниматься землей – то было дело крестьянина, а торговля – делом мещанина, шляхтич же посвящал себя рыцарскому ремеслу и постоянной войне. Ему нипочем было беспрестанно сражаться хоть семь лет, перенося мороз, холод, зной, голод и иные трудности. И считалось величайшим богатством, когда кто-то добивался славы. А если наступал мир, то (шляхтичи) своих солдатских забав все равно не оставляли, но, думая, что завтра, может, придется на коня садиться, всегда оружие с конем имели наготове. Кроме того, всегда держали в поле служилый люд в качестве рыцарской школы для молодых людей, из которой потом выходило множество мужей честных и отважных. Благодаря чему Польша окрепла в своих правах и вольностях и широко распростерла свои границы между двумя морями, Балтийским и Эвксинским. Теперь же шляхетский сын не умеет и на коня сесть, вынужден в Италии у кавалькатора учиться. Зато с кружкой, картами, костями, танцами и обольщением очень хорошо знаком. Поэтому совсем сгинуло в Польше солдатское ремесло, и не услышишь, чтобы кто-то копьем умело подцепил хотя бы кольцо, не лист бумаги или магерку с земли. Не увидишь, чтобы кто-нибудь из лука сбивал птицу влет или всаживал пулю в пулю из рушницы. Не перескочит панич резвыми ногами ров или ограду, не вскочит на коня, не касаясь седла или луки, не пересядет на ходу с коня на коня и не натянет лук, стоя на коне, как показывали нам наши отцы. Только три рюмки (и то надо, чтобы были хрустальные) может он от стола донести до рта, а не три копья, взяв за наконечник, поднять с земли».

***

Другое описание дано их противнику Ивану Подкове. Под его портретом, помещенным в одном из польских изданий начала XVII века, неизвестный художник оставил следующую подпись: “Был настолько сильным, что не только ломал подковы, но и талеры, а когда воткнул талер в деревянную стену, то его нужно было вырубать. Взяв за заднее колесо, он остановил повозку, запряженную шестью лошадьми. Дышло ломал о колено. Взяв зубами бочонок меда, перебросил его через голову. Взяв в руки воловий рог, пробил им ворота”.

_____________________________________
Комментарии:

* Шимон Старовольский – (? 1588 — †4 апреля 1656) — польский писатель, историк, шляхтич, родился в селе Староволя Берестейского повета (теперь Белоруссия) в семье шляхтича. Учился в Краковском университете. Участник польско-турецкой Хотинской войны 1620—1621.

Юзеф Брандт (1841— 1915) — самый титулованный польский художник-реалист, выдающийся представитель батального направления в живописи второй половины XIX века, а также лидер сообщества польских художников в Мюнхене. Своё творчество он посвятил батальным сценам из истории Польши XVII века, а также охотничьей тематике и жанровым сценам из жизни деревень и провинциальных польских городков.

#бузаэнциклопедия #бузасиловыесостязания #бузапалестра

ШЛЯХЕТСКИЕ И КАЗАЧЬИ ЗАБАВЫ ВРЕМЁН РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (XVII) Шимон Старовольский* горюет (в…

Похожие записи