Одежда кубанских казачек В современных условиях отмечается повышенный интерес у населения Кубани к изучению…
|

Одежда кубанских казачек В современных условиях отмечается повышенный интерес у населения Кубани к изучению…

Одежда кубанских казачек
В современных условиях отмечается повышенный интерес у населения Кубани к изучению традиционной культуры. В этом помогают многочисленные источники о кубанской культуре.
Целью же данной статьи является постановка проблемы как в современных условиях, изменившиеся вследствие социально-экономического развития Кубани, развивать традицию женского костюма.
Нами были изучены материалы запасников музеев, анализ литературы по источниковедению Кубани, совершались экспедиции по Кубани для изучения женского костюма. По материалам частных коллекций были найдены мастерицы, которые
владеют техникой приготовления элементов народного костюма. На практике кафедры
традиционной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств с помощью народных мастеров по изготовлению костюмов была изготовлена одежда, которая могла бы прекрасно сочетаться в современных условиях с современной одеждой.
Традиционный женский костюм, бытовавший на Кубани конца XVIII – начала XX вв , основываясь на данные о заселении Кубани этого периода представлял собой взаимодействие элементов восточно-украинской культуры и южнорусской культуры. Как отмечают некоторые исследователи истории Кубани, только с середины XIX века прослеживаются изменения костюма в сторону единого кубанского костюма.
Основой костюма была рубаха, которая являлась нательной и верхней одеждой. В станицах Черноморского войска бытовало украинское название «сорочка», в восточных районах – русское название – рубаха.
По крою можно выделить следующие типы рубах, бытовавшие на Кубани
1) туникообразная рубаха с прямым разрезом,
2) рубаха с поясками,
а) цельнокроенная,
б) составная,
3) рубаха на кокетке.
Рубаха была длинной, с длинными и прямыми рукавами, с круглым, немного присборенным воротом, иногда воротником, соединения полотнищ в такой конструкции прямые, и рубаха легко раскладывается на плоскости (без складок и заминок)
Но наиболее распространенной была рубаха с прямыми поликами, характерная как для русских, так и для украинцев и белорусов Трехбратова С. А. так описывает этот тип одежды «рубаха была длинной, с длинными же, прямыми рукавами, с круглым немного присборенным воротом, иногда с воротником. К данному описанию можно добавить, что переднее полотнище и заднее соединялись на плечах с четырехугольными кусками (вставками) ткани – поликами, а рукава пришивались к стану рубахи с помощью ластовиц (квадратные или ромбовидные вставки ткани в районе мышек). Низ рукавов обрабатывался по-разному либо рукав сужался к кисти, либо манжет или рюша, либо манжет и оборка из мелких складок. Данная рубаха могла состоять из 2-4-х полотен холста.
Очень часто стан женской рубахи был составным, т.е. с поперечным делением. Верхняя часть рубахи называлась стан, а нижняя – подстава. Стан рубахи шили из более дорогой и качественной ткани, а нижнюю – из более грубой, чаще всего холщовой. В более позднее время (в середине XIX века) стан рубахи шили из фабричных тканей – ситца, сатина, даже шелка, при этом подстава была холщовой. Качество тканей в рубахе зависело и от назначения (рабочая или праздничная), и от экономического положения (бедный или богатый).
Так, например, в станице Воронежской, по сведениям Шахова, женская рабочая рубаха и у бедных, и у богатых была холщовая, а праздничная – шилась из разных тканей. У рубахи бедных верхняя половина шилась из американовой ситцевой ткани, а низ – из холщовой ткани. «На плечах, как украшение, часто нашивали четырехугольный лоскуток какой-либо цветной материи, чаще всего пунцовой или кумачовой («полика»). У достаточных казачек на праздничной рубахе подстава тонкая американовая, а верх ситцевый или весь кумачовый, или же, как знак довольства, грудь и спина из одной материи, рукава из другой, и опять же полика совсем из другой материи».
Рубаха на кокетке («талейке») получила распространение в конце XIX века под влиянием городской моды. Почти до 30-х годов XX века рубаха была основной одеждой казачек и иногородних. В рубахе и юбке женщины выполняли все домашние работы.
В бельевую часть, рубаха превратилась только в 1900-х годах, и то главным образом у молодежи. В праздники и другие торжественные дни под платья стали надевать рубахи с выкатом или вырезные, т.е. с низким круглым вырезом ворота и без рукавов.
Почти всегда женская рубаха декорировалась в ранний период это была вышивка, а в поздний – ткань, кружево, тесьма и т.д. Любимые цвета вышивки -черный и красный, фон белый. По словам Гангур Н.А, будничные рубахи декорировались очень скромно, а праздничные, особенно свадебные, отличались богатой орнаментикой. Основное внимание уделялось украшению вышивкой мест соединения рукава с плечом (поликом), манжета, ворота, реже пазухи (разрез на груди) и подола. Иногда вышивка заполняла весь рукав рубахи, что было характерно для украинцев и выходцев из южнорусских губерний.
Старинной одеждой казачек, надевавшейся на рубаху, была юбка, более характерная для народного костюма украинцев, а так же встречающаяся у переселенцев с юга России. Так, в материалах Успенского о станице Димитриевской, говорится о плахте. Плахта – это вид поневы, представляет собой глухую, закрытую юбку, чаще всего состоящую из 4-х сшитых между собой полотнищ, собранных на шнурок по талии или такие «юбки» из холста или сукна, выбор ткани зависел от назначения, достатка

Одежда кубанских казачек В современных условиях отмечается повышенный интерес у населения Кубани к изучению…

Похожие записи