МИТРОФАН ГРЕКОВ К дню рождения. ******************************************************************************* В иногородней слободке Шарпаевке (Таловке)…
|

МИТРОФАН ГРЕКОВ К дню рождения. ******************************************************************************* В иногородней слободке Шарпаевке (Таловке)…

МИТРОФАН ГРЕКОВ
К дню рождения.
*******************************************************************************
В иногородней слободке Шарпаевке (Таловке) Донецкого округа Области войска Донского 15 июня н.с. 1882 года рождён Митрофан Павлович Мартыщенко, всемирно известный как Митрофан Борисович Греков (1882-1934).
Рождён в пригуле, хоть и по любви, меж Донским дворянином и землевладельцем Борисом Ивановичем Грековым и Донской хохлушкой Ириной Алексеевной Мартыщенко. Фактически обряд венчания был совершён уже между вдовцом Грековым и вдовой Мартыщенко в 1911 году, тем же годом Митрофан Павлович стал Митрофаном Борисовичем Грековым. История этой любви красива и трагична, но об этом отдельный разговор.
Ходатайством и средствами Бориса Ивановича байстрюк Митрофан отучился в Каменском окружном училище, где впервые проявил свой талант к рисованию. Затем отец отправил его в частное Одесское художественное училище академика живописи Кирияка Костанди и после него Митрофан Борисович определён в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств.
«Мне дали стипендию в Одесском училище имени художника Судаковского. Потом у меня выправился рисунок с натуры, и я стал получать хорошие разряды, но живопись тела отставала, этюды же пейзажа и животных, меня выручали. В 1903 году мне дали рекомендацию в Академию художеств, что означало поступление без экзамена».
Дипломной картиной Грекова стало полотно «Лейб-гвардейский Казачий полк в Бородинском сражении».
Будучи Донским казаком с 1911 года, Митрофан Борисович призван на действительную службу в Лейб-гвардии Атаманский полк. В полку, с разрешению командира, Греков продолжал заниматься живописью.
После срочной службы Греков совершенно погружается в искусство и в короткий срок становится одним из самых известных художников Империи. В своём творчестве Греков всегда находил место для казачьей тематики.
Участник Первой Мировой войны: призван первой мобилизацией 1914 года в состав 19-ой особой Донской казачьей сотни при штабе 10-ой русской армии в Могилёве, писарь и художник.
С мая 1916 года Греков прикомандирован к штабу Походного атамана всех казачьих войск при ставке Юго-Западного фронта. Лично отмечен Брусиловым, во время знаменитого Луцкого прорыва находился на передовой как армейский художник, делал массу зарисовок и эскизов. В одной из таких вылазок попал под немецкий обстрел, тяжело контужен, год в военно-полевом госпитале Могилёва. Тут подробнее о фронтовом периоде Грекова со слов его супруги Антонины Леонидовны: https://vk.com/donlandtelegraph?w=wall-61905980_167896

Греков оставался в Новочеркасске с 1918-го по 1920-ый годы, жил в одном доме с младшим братом Александром Борисовичем Грековым, купленном на оставленные отцом деньги. И рисовал картины, преподавал живопись.
По заказу Музея истории Донского казачества Митрофан Борисович пишет ряд небольших картин, а вечерами иллюстрирует «Географию Всевеликого войска Донского», сочиненную Богачёвым и изданную в 1919 году. Кроме того, Греков выступает с инициативой создания «Исторического музея 1918 года».
В традиционной биографии Грекова обычно указывается, что он с воодушевлением принял Советскую власть и пошёл добровольцем в Красную армию. Но это не совсем так.
Вот, к примеру, собственноручная записка Грекова к Атаману Богаевскому об устроении особого музея:
«События борьбы казаков с большевистскими массами за свою самостоятельность и свой уклад жизни могут быть запечатлены в живописи в форме картины и диорамы.
В будущем эта борьба даст богатейший материал искусству живописи. Не одно поколение художников будет черпать вдохновение, читая о героических делах и самоотверженных восстаниях. Задача художников современников – дать документальные художественные формы настоящих событий. Трудно этого достигнуть произведение будущих, если теперь не будет собрано материала, в особенности за первый период Донского движения несвязных разрозненных станичных выступлений, кровавых шествий красногвардейских карательных эшелонов по казачьим хуторам и станицам, жестоких боёв на родных гумнах, хуторах с пришельцами. Мало кто из людей, кто может наблюдать был свидетелем происходящего. Уже теперь приходится слышать рассказы о первом периоде тенденциозные исторически неверные».
Яркой меткой того времени является парадный портрет Атамана Каледина, который восторженный Греков написал под впечатлением личности Первого атамана и передал в Музей истории Донского казачества. Была ещё картина «Смерть Корнилова», вызвавшая восхищение публики в 1918-19 годах, но исчезнувшая в событиях национальной войны за Присуд.
Перед отступом Донской армии Греков позван к Атаману Богаевскому, который предложил ему эвакуироваться из казачьей столицы вместе с Войсковым правительством. Художник отказался покидать свою родную землю. Вместе с Богаевским уехали в эмиграцию почти все картины Грекова периода 1918-20 годов.
После оккупации Новочеркасска большевиками, Грековы остались без работы. Однако Антонина Леонидовна вдруг занялась разведением коз. Летом 1920-го новочеркассцы могли видеть жену художника на Тузловских левадах, где она пасла стадо в 200 козьих голов.
Только в ноябре 1920-го Греков решается идти к большевикам.
В качестве вольнонаёмного зачислен художником на кавалерийские Пензенские курсы РККА в Новочеркасске. До 1923 года работает за паёк, пишет плакаты и лозунги. Случай сводит Грекова с «красным маршалом» Ворошиловым, а тот зовёт Буденного, и вот осенью 23-го Греков получает огромный заказ на цикл картин о Первой Конной армии.
Становится членом Ассоциации художников революционной России (АХРР), в 1931-ом переезжает в Москву. Военно-патриотические заказы на тему Красной армии сыпятся дождём. Греков пишет без устали и действительно создаёт шедевры, хоть и пропитанные ядом большевицкой пропаганды. Премии, награды, золотые именные часы и постоянная работа, 14 беспрерывных лет заказной батальной живописи…
Он внезапно умирает от сердечного приступа 27 ноября 1934 года в Севастополе, сидя на скамейке…

Его родной брат, Николай Борисович Греков, офицер 7-го Донского казачьего войскового атамана Денисова полка, был убит матросами-черноморцами в Новочеркасске, на пороге своего дома. Другой брат, Александр Борисович Греков, служил сотенным командиром в Донской армии, участник Общедонского восстания в составе Черкасского конного полка, затем офицер Зюнгарского казачьего калмыцкого полка, лемносовец, умер в эмиграции.
Такая вот судьба гениального художника-баталиста. Наиболее полно жизнь М.Б. Грекова исследовал Милютинской станицы краевед Николай Иванович Приходько. Сейчас его материалы хранятся в районном музее.
Документы, касающиеся творчества Грекова во Всевеликом войске Донском 1917-1920 года хранятся в Пражском казачьем архиве, в Москве.
_____________________________________________________________________________

МИТРОФАН ГРЕКОВ К дню рождения. ******************************************************************************* В иногородней слободке Шарпаевке (Таловке)…

Похожие записи