Из воспоминаний генерала Алферова З.А.:

…А в это время, как раз в период нашей подготовки к походу в пределы Воронежской губернии, восставшие против большевиков крестьяне смежных с юртом станицы Казанской трех волостей: Пасечной, Монастырщинской и Сухо-Донецкой Богучарского уезда прикончили у себя всех агентов большевицкой власти, причем старших большевиков привязали к хвостам невыезженных лошадей и пустили последних в поле. Одновременно крестьяне указанных выше волостей просили казаков оказать им вооруженную помощь. Эту помощь мы им обещали, в смысле немедленного нашего движения на Богучар, как раз через поселения этих волостей.


Нужно сказать, что эти соседние с нами три волости когда-то были станицами, входившими в пределы Земли Войска Донского. Жители их только одеждой отличались от своих соседей-казаков, но самый тип этих крестьян, обычаи, песни, характер были чисто казачьи.


История этих крестьян такова. В царствование Петра I, в связи с усмирением мятежа, поднятого атаманом Булавиным К.А., с большой жестокостью были «усмирены» три казачьих станицы – Пасечная, Монастырщинская и Сухо-Донецкая. Как известно, для устрашения всех вообще казаков на Дону, было сооружено в местах усмиренного восстания много плавучих виселиц, которые и были пущены вниз по течению реки Дон, с висящими на них трупами казненных казаков. После казни все три станицы переименованы были в волости и присоединены к Воронежской провинции.


Чтобы уже больше не возвращаться к этим крестьянам, я должен сказать, забегая несколько вперед, что, по взятии Богучара, ко мне в этот город явилось трое выборных крестьян от указанных выше волостей, с приговорами своих волостных сходов, в которых было постановлено: ходатайствовать через меня перед Донским правительством о приеме крестьян этих волостей в казаки, переименовании волостей в станицы и о присоединении новых станиц к Верхне-Донскому округу.


В районе Сухо-Донецкой волости был так называемый Северо-Донецкий мужской монастырь, основанный в старину казаками. В этом монастыре хранились старые казачьи святыни – старинный крест, исторический образ Покрова Богородицы и чудотворный образ святого Иоанна Крестителя, перевезенный в это надежное место из Азова, когда последнему еще в первый раз угрожали турки.
К трем крестьянским приговорам я приложил мотивированный рапорт на имя донского атамана, в котором ходатайствовал об удовлетворении просьбы крестьян и доказывал всю важность и справедливость обратного их приема в казаки. Генерал Краснов, к большому огорчению крестьян и с большим вредом для дела борьбы с большевиками, в этом ходатайстве отказал, ответив мне, что делать это не удобно по отношению к общерусским властям: «Скажут, что казаки расхищают общерусское достояние».

Похожие записи