Из истории Донской земли. Станица Усть – Белокалитвенская. ————————- "Усть -…
|

Из истории Донской земли. Станица Усть – Белокалитвенская. ————————- "Усть -…

Из истории Донской земли.
Станица Усть – Белокалитвенская.
————————-
“Усть – Белокалитвенская станица более всего славится на Дону своими рылешниками – это песенники и музыканты, играющие на рыле, особом старинном казачьем музыкальном инструменте, который в старину употреблялся на Дону повсеместно, а ныне удержался лишь в Калитвенской и Усть – Белокалитвенской станицах. В Калитвенской станице указывают теперь только на одного старика – рылешника, но и тот отказывается от игры на этом инструменте, а дело том, что он ещё смолоду необыкновенно пристрастился к игре на рыле и в последнее время, возвращаясь со своим инструментом со свадеб и пирушек, стал в забывчивости заходить в глухую степь, на курганы и в буераки, и играть там по целым ночам, воображая себя перед какой – то пирующей толпой. Ему объяснили, что это дьявольское наваждение, и что ему не сдобровать, так как потешающаяся над ним ″нечистая сила″ может завести его в зимнее время куда – либо в полынью на реке или другое место, откуда ему не выбраться. В Усть – Белокалитвенской станице много говорят о 2-х недавно умерших необыкновенно искусных рылешниках, певших старинные казачьи песни, теперь указывают на нескольких рылешников на хуторе Богатов, а особенно на Василия Михайловича Андриянова, проживающего на хуторе Дорогом. Этот последний рылешник действительно замечательный музыкант: у него рыля (инструмент, по употреблению своему, совершенно похож на орган, но струнный, о 3-х струнах, а не духовой, внешностью же своей напоминает гитару, но только с большой пустотой внутри) почти до полутора аршина длиной и выдаёт необыкновенно мощные, просто оглушающие звуки, с большой ясностью притом выражая слова песни. Говорят, что когда Андриянов играет на этом ″рыле″ какую – либо удалую казачью песню и ему подпевает целый хор казаков, то самых сильных голосов не слышно, и кажется, что играет одно рыле. Вздумает иногда этот рылешник в вечернюю пору позабавить себя и, наладив рыле на самый высокий тон, он начинает около своей избы играть какую – либо громогласную казачью песню – рыле гудит так, что стонет земля, и как бы выговаривает слова песни с такой ясностью, что ему можно подпевать в самых отдалённых концах хутора. Атаман граф Платов всегда, когда устраивал пир или народное торжество, вызывал в Черкасск из Усть – Белокалитвенской станицы по несколько рылешников, они перед графом и его гостями играли на рыле по очереди, припевая голосом или речитативом разные песни и импровизации и говорят, что граф часто плакал, слушая пение рылешников о казачьих походах и подвигах. У Платова был и постоянный, штатный и домашний рылешник – казак Савелий Обухов, потомки которого, внуки и правнуки, и теперь живут на хуторе Титов. В хозяйственном отношении Усть – Белокалитвенская станица находится точно в таком же положении, как и станица Калитвенская: как в той, так и в другой юртовая земля большей частью неудобна или полу – удобна для хлебопашества, но хороша для скотоводства и огородничества. Юрты станиц состоят почти из сплошных, чрезвычайно возвышенных и каменистых бугров и множества балок: по реке Калитве, а так же с правой стороны Донца и по реке Лихой царят везде скалы из крепкого дикого камня разных пород, по речкам Большому и Малому Калитвенцам тянутся на обширные пространства высокие шпили, заключающие в себе особого рода белый мягкий камень. В прошлом году все жители Усть – Белокалитвенской станицы из 108 967 десятин своего юрта засеяли хлебом: озимым 15 335 десятин и яровым 19 789 десятин, тогда как под выгоном для скота у них было 39 700 десятин, под залежами (идущими так же для выпаса скота) 36 099 десятин, под огородами и бахчами 3 025 десятин и под садами, виноградниками и левадами 1 125 десятин (в настоящем году посев хлеба сделан в далеко меньшем размере). В настоящее время земля здесь делится на 5 760 паевых граждан, причём даётся каждому по 8 десятин пахотной земли и по 6 выгонной, а всего по 14 десятин. Луговых сенокосных паёв в станице нет: луга уцелело из 4 496 десятин (бывших налицо в 1854 году) всего только 61 десятина, но и этот употребляется на покос травы для конно – плодовых жеребцов. Землю начали делить граждане с 1871 года, а закончили только в 1875-м, некоторым поселениям наделы даны в нескольких пунктах по недостатку земли на месте: жители самой станицы получили паи частями в 4-х местах, в стольких же местах получили земли жители хуторов Богатого и Чёрного. Малолеток – казаков в станице было ежегодно (в течение последних 5 лет) от 175 до 218 человек. В нынешнем году из отправленных на службу в полки справлено на станичный счёт 50 человек и употреблено на это из общественных сумм 4 014 рублей 36 копеек, задолженностей за справку от прежних лет было 6 657 рублей. Казачий пай отдаётся здесь в аренду за цену от 10 до 15 рублей в последнее время, а ранее цена доходила и до 20 рублей. По десятине земля отдаётся в аренду: под распашку от 1, 50 до 2 рублей, под сенокос от 3 до 4 рублей (сено чрезвычайно редко и ценится очень дорого, так что в начале нынешнего лета цена на него, по случаю постройки здесь железной дороги, доходила от 50 до 80 копеек за пуд. Приехавшие для работ на железной дороге иногородцы покупали десятину травы на корню по цене от 10 до 15 рублей и накашивали на ней 5 – 10 копен сена). Общественные денежные средства станицы в удовлетворительном состоянии, к 1 сентября сего года состояло общественных сумм: в наличности 3 794 рубля, в кредитных учреждениях 16 343 рубля и в долгах 7 290 рублей. По смете на этот год предположено прихода 18 642 рубля, а расхода 15 565 рублей. Табун здесь состоит из 21 жеребца, 455 маток и 1 148 голов приплода. Кормить его решительно нечем, и он дохнет”.
(Газета “Приазовский край”, № 265 от 8 октября 1898 года).

Из истории Донской земли. Станица Усть – Белокалитвенская. ————————- “Усть -…

Похожие записи