Е.П.Савельев. Творчество и биография. “Древняя история Казачества”

Известный и прославленный своими трудами по древней и современной истории казачества писатель и краевед Евграф Петрович Савельев родился 18 декабря 1860 года, а кончил
свои дни в 1927 году в Новочеркасске. Он был свидетелем последнего расцвета, а также заката
Российской империи.

По его семье также прокатилась Гражданская война. Так, старший сын Александр сражался в белой армии, туда же была призвана врачом дочь Валентина, а младший, Василий,
был комиссаром в Красной армии. И потом его семью разметала судьба по всему белу свету,
потомки Евграфа Петровича теперь живут в Балкарии и Болгарии, а также в Германии и Венесуэле.

Вообще о жизни писателя, а особенно о последних годах, известно немного. Остались
только напечатанные еще в царской России книги и статьи, а все его работы последних десяти
лет жизни напечатаны не были и пропали уже в огне Второй Мировой войны.
В отечественной историографии имя Е. П. Савельева осталось благодаря фундаментальному труду «Древняя история казачества», напечатанному в трех томах с 1915 по 1918 год в
Новочеркасске.

При советской власти он не переиздавался, сохранились и с великим трудом были отысканы всего несколько экземпляров от первого издания. Они были воспроизведены репринтно
(Ростов-на-Дону, 1990), а теперь многократно переизданы и получили широчайший отклик
в России. Этот труд и воспроизводится в настоящем издании. Представляют несомненный
интерес и другие его работы, такие как «Очерки истории торговли на Дону» (1904), «Атаман
М. И. Платов и основание Новочеркасска» (1906), «Типы донских казаков и особенности их
говора» (1908) и др.

Особенно продуктивным периодом его творчества были годы, когда в стране уже разгорался революционный пожар. В 1917–1918 годах вышли кроме последних томов «Древней
истории…» также «Войсковой круг на Дону как народоправление», «Булавин и Некрасов»,
и еще пьеса в стихах «Гибель Чернобога», где есть и размышления о политических идеалах
и мироустройстве: о «воле казачьей», о традициях «казачьего круга», как древнем вечевом
народоправстве. Здесь Е. П. Савельев рассказывал о том, что во все века казаки отстаивали
идеалы вольной жизни, и потому не дали закрепостить себя.

А в настоящем он видел как бы эхо от прошлого, повторяющуюся из века в век со времен
языческих и ведических великую мистерию борьбы добра со злом.

Так, в «Гибели Чернобога» (1917), напечатанной, между прочим, в Донской епархиальной типографии, власть над миром захватывает древний бог тьмы и зла, коему служат его
жрецы, также судейские, дьяки и проч., а низвергает все зло во тьму сам Баян – «витязь светозарный, с великой, сильною душой, народу Богом Света данный, с горящей, огненной звездой
на златокованном шеломе, рожденный Светом от Зарницы, прекрасной, юной Царь-девицы
из массагетских теплых стран…».

Поразительно, но так Е. П. Савельев провидел не только символы грядущей революции
(звезды на шлемах-буденовках появятся позже), он здесь по сути пересказал древнюю мистерию борьбы князя алан-казаков IV века Буса Белояра и сына его Баяна, потомков Солнцебога
Яра и Зари, против бога тьмы Каранджеля-Чернобога. А ведь эта история была известна в то
время немногим посвященным в православно-ведическую, ведославную, традицию.
Тогда же Е. П. Савельев, как археолог, искал и исследовал святилища пятигорских черкас, предков донских казаков, на развалинах близ Пятигорска и священной горы Бештау, о чем
сообщил в заметке «Храм солнцепоклонников на горе Бештау». Ведь именно здесь расположены главные святыни ведославной традиции, включая Бусов курган.

Всю жизнь Евграф Петрович немало средств, времени и сил тратил не только на исторические труды, археологические раскопки. Он также мечтал вырастить на Донской земле яблони
с необычно крупными яблоками, следуя и здесь древней традиции «украшения земли». Он
видел, что заброшенные сады, превратившиеся за столетия в буйно разросшиеся рощи диких
яблонь и алычи, окружают развалины величественных аланских-казачьих городов в Древнем
Пятигорье. И за это советские историографы с усмешкой называли его «историком-садоводом».
Все мысли историка-патриота всегда были обращены к поиску истоков казачества, как
древнейшей и самобытной части русского народа, сохранившей идеалы предков: ведических
ариев, саков, массагетов, алан, сарматов-роксалан. Само возниконовение имени казаков он
относил в глубь веков, возводя его к самоназванию арийцев, как Азов-Саков, али Асов. Важно
вспомнить, что и сам Будда Сакья-Муни, основатель буддизма, был князем из рода саковсакиев. Да и Буса Белояра «Велесова книга» именует Будаем, то есть Буддой. Христиане же
первых веков в князе Бусе Белояре видели образ Христа.

Античной истории известны близ Каспия и к северу от Черного моря бесчисленные племена саков, массагетов, асов-роксалан. А потом, в Средневековье, – яссов, касогов, торков,
подонских бродников, именуемых общим именем черных клобуков. В «Велесовой книге» эти
народы именуются русколанами, также «белогорами», «белоярами», «новоярами» и иными
именами.

Русские летописи упоминали, что черные клобуки назывались также черкасами и казаками. И многие историки казачества полагают, что общее имя казаков образовано от сочетания имени племени саков (оленей-сохатых) с приставкой «кос» («кас») – «белый». Получается:
«белые олени». Заметим, древний герб Войска Донского – «Елень пронзен стрелой», изображает белого оленя с черной стрелой в спине.

И, разумеется, глубоко чужды были Е. П. Савельеву, как и иным казачьим историкам-патриотам теории, рассматривающие казачество как «беглых крепостных», либо «сброд людей
разных народностей», согласно принятой большинством современных историков доктрине.

Но тут следует заметить, что в начале XX века подобные теории оспаривались многими и
вовсе не были общепринятыми. Их активно поддерживали лишь «норманисты», приверженцы
западной исторической школы, выдававшие свою точку зрения за официальную. А у Запада
всегда были свои интересы на Кавказе – и экономические, и политические. И потому историки-норманисты выступали, как «агенты влияния», коим было важно ослабить позиции геополитического противника и конкурента.

К сожалению, наследники этого направления, а также сродные им «хазароведы», уже
заняли главенствующие позиции в российской академической среде, но в те годы им мощно
противостояли славянофилы и антинорманисты.

Можно, к примеру, назвать имя Дмитрия Ивановича Иловайского (1832–1920), автора
многих научных трудов, а также гимназических учебников, который также отстаивал древности Черноморо-Азовской Руси и видел предков русских и казаков в роксаланах и аланах.
Именно его точка зрения была в те годы официальной.

Так что труды Е. П. Савельева не были такими революционными в области историографии, как они воспринимаются теперь. Их ценность прежде всего в том, что он привлек для
отстаивания истинной истории наших предков множество важных источников, древних казацких преданий, а также в том, что вступил в борьбу с оппонентами без страха и оглядки на
ложные авторитеты.

За эту смелость и вольномыслие, и прежде всего за прямую критику самодержавия – в
Чернобоге и его присных нетрудно увидеть карикатуру на царя и его окружение – ему даже,
как говорят старожилые казаки, грозило заточение в Петропавловской крепости. Потому и сын
его, Василий, ушел «в революцию», к красным.

Но и это не помогло признанию его трудов новой, большевистской властью, оказавшейся
еще более консервативной в вопросах истории, чем прежняя, опасавшейся силы и независимости казачества, помнившей о том, что эта история получила статус официальной в 1918–1920
годах при создании казацкой республики в области Всевеликого войска Донского. Хорошо
еще, что сам Е. П. Савельев не попал потом под репрессии и «расказачивание».

Конечно, Евграф Петрович в своих книгах спорил несколько более эмоционально, чем
это принято в исторических кругах, а также он чрезмерно вольно использовал метод символической этимологии, представлял и народное, чисто казачье, видение исторических проблем,
но тем не менее этот спор был вполне научным, ведущим к истине.

Опорочивание имени и трудов Е. П. Савельева привело к тому, что важное направление в
исследовании исторического прошлого как казачества, так и всей индоевропейской расы было
осмеяно и отвергнуто.

Отрицательные и категоричные выводы были сделаны несмотря на то, что изучение и
научное обоснование этой теории находилось тогда в самом зародыше и естественно не могло
на равных соперничать с устоявшимися, «отшлифованными» теориями, на деле не имеющими
к реальной истории русского народа никакого отношения.
И важно, что ныне труды сего подвижника вновь входят в общественное сознание и научный обиход. Ведь именно так, заинтересованно, «кровью сердца» и должна писаться истинная
история предков.


И здесь следует напомнить слова П. Е. Савельева:

«Тот, кто собирается писать историю,
должен посвятить многие годы на собирание всего того, что может просветить его ум по
избранному предмету… Для этого нужна бесконечная начитанность, любовь к избранному
предмету, а, главное, к народу, историю которого собираешься писать…»

Похожие записи